Обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации
- Нормативная база в области пожарной безопасности
- Требования пожбезопасности при проектировании объектов
Вопросы обеспечения пожарной безопасности сегодня привлекают значительное внимание со стороны общественности и государственных органов. Это связано с двояким положением в данной сфере. С одной стороны, в ней действует строгая и проработанная нормативная база, которая содержит обоснованные требования в области обеспечения пожбезопасности. С другой стороны, несмотря на тенденцию к сокращению числа пожаров и ущерба от них, количество жертв огня по-прежнему остается достаточно высоким. Это вызывает дискуссии относительно необходимости изменения действующих правил: такие соображения высказываются в том числе со стороны органов пожарного надзора.
Нормативная база в области пожарной безопасности
- Нормативная база в области пожарной безопасности
- Требования пожбезопасности при проектировании объектов
- Требования пожбезопасности при строительстве объектов
- Требования пожбезопасности при эксплуатации зданий
- Реальная ситуация с пожарами
- Пути решения проблем
Основополагающими документами для данной сферы можно считать два федеральных закона. Первый из них, 123-ФЗ, представляет собой национальный техрегламент в области пожбезопасности. Второй, 69-ФЗ, посвящен вопросам обеспечения пожарной безопасности со стороны вовлеченных структур и распределению полномочий между ними. При этом в целях практической реализации положений перечисленных документов в России действуют дополнительные нормативные акты. К числу ключевых документов смело можно отнести постановление Правительства № 390. Оно включает в себя основные принципы и правила обеспечения противопожарного режима на различных типах субъектов.
При этом обеспечение необходимого уровня безопасности на случай возгорания складывается из большого количества правил и требований, многие из которых закладываются уже на стадии проектирования и строительства зданий или конструкций. Кроме того, немаловажное значение имеет и процесс эксплуатации такого объекта. Поэтому такие практические требования, как правило, формулируются в специализированных нормативных документах. В России они могут иметь одну из следующих форм:
- национальные и межнациональные стандарты ГОСТ, которые вводят необходимую терминологию, устанавливают требования пожбезопасности, определяют критерии классификации различных объектов и проч.;
- нормы пожбезопасности (НПБ) для различных категорий зданий, а также конструктивных элементов таких зданий и отдельных типов инженерных систем;
- строительные нормативы и правила (СНиП), устанавливающие правила и принципы разработки проектной и конструктивной документации для разных типов зданий;
- своды правил, которые формулируются для целей безопасного использования различных типов строительных конструкций и материалов;
- другие нормативные документы, в том числе правила для отдельных отраслей, территорий, регионов и проч.
Требования пожбезопасности при проектировании объектов
Процесс проектирования различных типов зданий требует соблюдения многочисленных нормативов как общего характера, так и тех, которые относятся к конкретному типу объектов. Основные из них сформулированы в 123-ФЗ, а также некоторых специальных нормативных документах, включая СП 112.13330.2011 (СНиП 21-01-97*) и другие. Так, ключевыми принципами, соблюдение которых должно быть обеспечено в ходе проектирования объектов, являются:
- обеспечение возможности оперативной эвакуации и спасения людей в случае обнаружения возгорания в здании. При этом такая возможность должна распространяться на все категории граждан вне зависимости от их возраста и физического состояния, то есть учитывать даже маломобильных граждан и другие категории с ограниченными физическими возможностями;
- возможность организации оперативного доступа специализированных подразделений к очагу возгорания с целью его незамедлительного тушения;
- отсутствие возможности распространения огня на другие зданий и иные блоки в рамках горящего здания, в том числе в случае обрушения конструкций;
- обеспечение минимизации ущерба на случай возгорания, а также сокращения расходов на пожарные мероприятия и мероприятия по спасению и эвакуации людей, обусловленные конструктивными особенностями здания.
Требования пожбезопасности при строительстве объектов
Одним их ключевых требований к процессу строительства зданий является строгое соблюдение всех предусмотренных конструктивных и планировочных решений. Кроме того, в целях соблюдения требований пожарной безопасности 123-ФЗ, СП 112.13330.2011 и другие нормативные документы предусматривают следующие условия:
- обязательное соблюдение противопожарных требований, зафиксированных в ППБ 01;
- безопасная организация строительных и монтажных работ;
- обеспечение охраны от пожара для самого строящегося объекта и вспомогательных конструкций;
- обязательное наличие специализированного оборудования и приспособлений, предназначенных для обеспечения защиты объекта от возгорания или тушения такого возгорания;
- возможность обеспечения оперативной эвакуации и спасения людей, а также минимизации ущерба от возгорания на объекте.
Требования пожбезопасности при эксплуатации зданий
Приведенная нормативная база устанавливает ряд общих требований к процессу эксплуатации зданий. Эти требования включают правила и условия, которые применяются ко всем типам объектов независимо от характера их использования, сферы применения, состава и проч. Наиболее общие требования касаются соблюдения правил и решений, предусмотренных проектной и конструкторской документацией, а также соблюдение требований пожбезопасности в процессе эксплуатации и обеспечение работоспособности оборудования для пожаротушения. Кроме того, постановлением № 390 устанавливается ряд требований, которые применяются для достижения необходимого уровня безопасности объекта. Так, к числу основных правил, зафиксированных в этом нормативном документе, относятся:
- обязательное утверждение инструкции по пожбезопасности с учетом конструктивных и иных особенностей здания;
- обязательное проведение обучения по вопросам безопасности при пожаре для всех работников организации. Обучение проводится в двух форматах – инструктаж по пожбезопасности либо прохождение курса по программе пожарно-технического минимума. Выбор конкретного формата определяется должностной позицией работника;
- назначение сотрудника, на которого возлагается обязанность по контролю соблюдения требований пожбезопасности на объекте;
- наличие обязательной навигации и информационных табличек со сведениями на случай возгорания. Для объектов с возможностью одновременного пребывания большого количества людей предусматривается также необходимость размещения в здании планов эвакуации;
- соблюдение специальных требований к мерам безопасности для отдельных типов зданий, например, предполагающих пребывание детей и подростков, ночное присутствие людей и проч.;
- соблюдение правил эксплуатации специального оборудования и инженерных систем;
- соблюдение требований к наличию оборудования, предназначенного для тушения возгорания;
- выполнение правил организации работ на объекте, а также сопутствующих видов деятельности, таких как организация стоянки автомобилей, очистка и ремонт оборудования и конструкций и проч.;
- выполнение специальных противопожарных требований, установленных для различных организаций в зависимости от сферы их деятельности.
Реальная ситуация с пожарами
Однако, несмотря на все установленные правила, ситуация с пожарами в Российской Федерации продолжает оставаться тревожной. Так, по итогам 2018 года в стране зафиксировано 131 690 пожаров. Общий объем ущерба от огня за этот период составил почти 14 миллиардов рублей. При этом, несмотря на некоторое снижение абсолютного числа пожаров, наблюдается негативная статистика по нескольким другим показателям.
Последствия пожаров в России в 2018 году
|
Число пожаров |
Число погибших, чел. |
Число детей, погибших при пожарах, чел. |
Число лиц, получивших травмы при пожаре, чел. |
Размер материального ущерба от пожаров, млрд. руб. |
Абсолютное значение 2018 года |
131690 |
7891 |
437 |
9563 |
13,931 |
Динамика в сравнении с 2017 годом |
-0,9% |
+1,0% |
+22,1% |
+2,2% |
+1,2% |
При этом почти 30% пожаров произошли в зданиях общественного, культурного и иного нежилого назначения, а около 70% - в жилых зданиях. По данным на конец ноября 2018 года в торговых центрах, образовательных учреждения и иных объектах, предполагающих возможность одновременного пребывания большого количества людей, произошло более 470 пожаров. При этом в сравнении с аналогичным периодом 2017 года количество таких происшествий возросло на 29,4%. При этом если брать только торговые центры, то в них число возгораний увеличилось на 64% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года. В образовательных организациях количество пожаров возросло на 29%, а в медицинских учреждениях и организациях социального обслуживания – на 19,7%.
Пути решения проблем
Как отмечают в МЧС, нередко причиной такой ситуации становится халатное отношение к вопросам соблюдения действующих правил противопожарной защиты, а также требований к эксплуатации зданий. Однако значительную роль в формировании итоговой картины по пожарам в России вносят и ошибки, допущенные на этапах проектирования и строительства зданий. В совокупности они дают приведенные показатели, которые вызывают серьезную тревогу у специалистов.
Для перелома негативных тенденций в этой области, полагают эксперты МЧС, недостаточно просто усилить контроль за выполнением противопожарных требований на местах. Эта задача требует более принципиального подхода, который должен охватывать все этапы жизненного цикла конкретного здания. Одним из основных предложений ведомства в этом вопросе является повышение роли пожарного надзора на этапах проектирования и строительства объектов. В частности, среди функций, которые планируется передать органам пожарного надзора, называют следующие:
- участие в процедуре выдачи разрешений на строительство объекта;
- контроль содержания проектной документации на предмет учета действующих требований противопожарного режима;
- контроль за проведением строительных работ на участке с точки зрения безопасности строительных работ и выполнения проектных решений;
- мониторинг выполнения требований действующего законодательства и соблюдения планировочных решений на этапе эксплуатации объекта.
В настоящее время проект соответствующего закона уже разработан и поступил на рассмотрение в Государственную Думу, успев пройти первое чтение. В ближайшее время ожидается его дальнейшее рассмотрение. Это может внести существенные изменения в действующий порядок строительства и эксплуатации объектов, при этом повысив уровень безопасности граждан.
2114